Почта 8(7132)56-79-87

Государственное учреждение «Средняя школа №19»

Конвенция о правах ребенка

КГУ СШ№19

 

30-летие принятия Конвенции ООН о  правах ребенка,

 25 – летие ратификации в Республике Казахстан

 

 

2019-2020 у/г

30-летия принятия Конвенции ООН о  правах ребенка,

 25 – летия ратификации Республики Казахстан

Цели:

  • Дать представление о «Конвенции о правах ребёнка»;
  • Дать понятие о правах и обязанностях детей;
  • Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • Воспитывать правовую грамотность, умение жить и учиться в коллективе.
  • Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
  • Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
  • Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
  • Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
  • После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
  • Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
  • Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”
  • Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Сегодня, 10 декабря вся страна отмечает международный праздник прав человека.

20 ноября страна отмечала «Всемирный день прав ребёнка», которые записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

  • Презентация. “Конвенция о правах ребенка”

Выступление гостя. Руководитель областного управления физической культуры и спорта Евгений Гончаров.

 После выступления вопросы учащихся гостю.

 «Литературно-правовая викторина» 
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» 
(_________________________Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? 
(_______________________Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным 
(___________________________Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено? 
(______________________Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь

1.Известно, что водительские права не выдают людям с нарушением цветного зрения. Есть ли в этом ограничении нарушения прав граждан?
2.Известно, что на предприятиях к работе с бензопилой допускаются лишь людей, прошедших специальное обучение. Есть ли в этом ограничении нарушения прав граждан?
Как бы вы разрешили представленные ситуации.
1. Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!!! Сын: Но мама! Ты же все равно еще не спишь. (Сын ущемляет права родителей и соседей на отдых, что является нарушением общественного порядка).
2.Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании.  В Конвенции же в ст. 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).
Конвенция о правах ребенка защищает право всех детей мира быть свободными от дискриминации, насилия и пренебрежительного отношения. Например, это означает следующее:

  • дети нуждаются в достойном и уважительном обращении;
  • они должны получать заботу, развиваться и быть частью своих сообществ;
  • они имеют право на образование, выражение собственного мнения и участие в принятии решений, затрагивающих их интересы;
  • и они имеют право на защиту от всех форм насилия и дискриминации, где бы они ни жили, независимо от их национального или социального происхождения, инвалидности, имущественного, сословного или иного положения.

Дети имеют права человека, и они должны иметь возможность требовать их соблюдения. Тридцать лет назад Конвенция признала детей человеческими существами, имеющими неоспоримые права. Почти все государства, за исключением одного, дали обещание соблюдать, защищать и поощрять эти права. Благодаря этому Конвенция является одним из самых дальновидных и повсеместно принятых договоров в области прав человека в истории.

Данная годовщина дает международному сообществу стимул расширить усилия, призванные обеспечить процветание детей, и вновь утвердить приверженность защите и поощрению всех прав человека. Хотя за последние тридцать лет был достигнут заметный прогресс, серьезные трудности по-прежнему сохраняются, в частности, в жизни девочек, детей-инвалидов и детей в неблагоприятных условиях и уязвимом положении.

Давайте же реализуем непреходящее видение всех прав человека для всех детей: двигаясь ближе к искоренению детской нищеты и повышая шансы детей на выживание; положив конец детским бракам и увеличив число детей, посещающих школу; положив конец социальной изоляции детей и содействуя их равному доступу к основным услугам; не заставляя детей молчать и вместо этого позволив им принимать значимое участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Давайте позволим всем детям процветать! Давайте вместе с ними бороться за их права человека!